Нижний Архыз. Средний храм
Средний храм расположен на северо-восточной окраине Нижнего Архыза. Храм был «реставрирован» и частично перестроен в конце XIX века монахами Зеленчукского монастыря, приспособившими его для больших служб. Монахи соорудили боковые пристройки, заново переложили кровлю здания состоящую из тонких каменных плит, сделали жестяное покрытие купола, в западном крыле храма устроили деревянные хоры, не существующие ныне, и заново отштукатурили внутренний объём храма скрыв или исказив многие архитектурные детали и фрески. Но в основе своей храм 10 века сохранился на редкость – прошедшее бурное тысячелетие словно мимоходом коснулось его, повредив лишь кое-где своды. Дело в прочной кладке и надежности всех конструктивных узлов. Средний храм представляет собой бесстолпную крестово-купольную трёхапсидную постройку, сложенную из тёсанных песчаниковых блоков на известковом растворе. Роль восточных столбов выполняют алтарные простенки апсид, а западными устоями служат сами стены здания — несущие арки опираются на вмонтированные в них полочки-импосты.
Размеры храма 21,5 х 13.25 метров, высота от пола до пяты купола — 15 метров, что почти соответствует размерам Северного храма без притворов. Исследования К. Н. Афанасьева выявили строгую соразмерность его пропорций: высота до пяты купола равна длине храма без апсид, высота купала равна длине диагонали половины квадрата, со стороной равной его диаметру, высота окон барабана равна радиусу купола, основание барабана покоится на высоте, приравненной к дине храма без апсиды и «алтарного нефа», пяты подпружных арок находятся на высоте, приравненной расстоянию от центра храма до его восточной стороны и другие.
В верхней части северной стены на высоте 4,5 метров есть проём, размеры которого больше размеров окон и соответствуют размерам входных проёмов храма. В. А. Кузнецов высказал предположение, что это может быть вход на не сохранившиеся деревянные хоры храма, деревянная лестница к которому располагалась с внешней стороны постройки, но затруднился определить древний ли он или сделан монахами в конце XIX века. Кладка стен из каменных блоков, «тычком и ложком», очень характерна, и соответствует средневековым византийским стандартам. Кирпич применялся только для создания подпружных арок, арок конхов и, частично, арочных завершений оконных и дверных проёмов. Люнеты над входами выполнены из тёсаного камня. Некоторые элементы архитектуры храма натолкнули В. А. Кузнецова на предположение, что изначально он был задуман как безапсидный, в виде «чистого» креста, но уже в процессе постройки первоначальный замысел был изменён, и храм был построен с тремя апсидами.
Что касается пола храма, в 1965 г. около алтаря был обнаружены плоские куски – фрагмент древнего пола. он был сделан из известняка с добавлением толченного кирпича. внутри храма неоднократно рылись кладоискатели, они-то и разбили пол, превратив его в груду обломков.
Некоторые сведения об утраченных фресках храма можно получить из материалов Д. М. Струкова, а также из небольшой брошюры изданной монахами Зеленчукского монастыря в 1897 году. Согласно данным монахов на северной и южной стенах были изображения двух скачущих лошадей в красных чепраках, от фигур всадников которых, отождествляемых с Георгием Победоносцем и Дмитрием Солунским, сохранились только ноги. На южной стене были изображены фигуры двух молодых воинов одетых в богато орнаментированные одежды и держащих в руках, опять же орнаментированные, щиты. В северной части средней апсиды находилось изображение женщины с нимбом, отождествляемое со Святой Варварой, а в северной части этой же апсиды — мужское изображение в тёмной мантии и монашеском клобуке без нимба. В собрании зарисовок Струкова приводится ещё несколько изображенных на стенах Среднего храма святых с нимбами и поднятыми для благословения руками.