Селение Верхний Мизур

Виртуальный справочник

Селение Верхний Мизур

В глубине Алагирского ущелья на склонах Скалистого хребта располагаются селения бывшего Мизурского общества.
Согласно преданию, однажды в эти места, охотясь, попал сын Царазона Мизур. Вдоволь поохотившись, собираясь домой, он обнаружил у себя горсть зерен пшеницы, которые тут же и посеял. Спустя какое-то время, проезжая мимо этих мест, он с удивлением обнаружил, что его посевы не только взошли, но и дали хороший урожай. По достоинству оценив эти места, он переехал и основал здесь поселение Мизур (Мызур – осетинская версия). К слову, в последствие уникальные свойства мизурской твердой пшеницы были особо отмечены в трудах Николая Ивановича Вавилова, российского и советского ученого генетика, ботаника и географа.
Мизур стал центром одного из влиятельнейших обществ Алагирского ущелья, названного Мизурским, по имени своего основателя. Селение, по местным масштабам, было огромным. Выходцы из Мизура стали основывать новые поселения – Ногкау, Далагкау, Гусойта, Суларта, Сахагката и Ксурта. Последние четыре представляют собой фамильные поселения, названные по именам своих основателей.
Рядом с селением расположен реликтовый лес, который в народе считается священным, вырубать деревья в нем разрешается только в случае крайней необходимости, помолившись и спросив разрешения у высших сил .
В центре села находится святилище «Мызуры Хъæуызæд», празднование которого проходит ежегодно в третье воскресенье июня. В лесной чаще над селом находится святилище «Сау Уацилла», день которого отмечают в конце июля. К северо-западу от села находится третье святилище «Хуыцауы Дзуар».
В Мизурском обществе проживали потомки двух легендарных древних осетинских родов – Царазонта и Суларта. Это фамилии Сохиевых, Марзоевых, Зангиевых, Каргиновых, Дзиовых и других, а также потомки рода Сидамонта, заселявшие селение Сахагката и Ксурта. Жители Мизура через селения Ход и Згид вели активные взаимоотношения с жителями Уалагкома Дигорского ущелья. В Верхнем Мизуре со всеми его отселками проживало 26 фамилий, расселенных в 200 дворах. У каждой фамилии была своя фамильная башня, вокруг которой формировались жилые и хозяйственные постройки. К сожалению, сегодня большинство этих памятников средневековой башенной культуры разрушены.
Среди оборонительных сооружений В. Мизура – две боевые башни.
Башня Елоевых располагалась на скале, возвышающейся над дорогой Владикавказ – Мизур. Сложена из грубо обработанных камней на глинистом растворе. Длина башни – 5 м, ширина – 4,9 м, высота – 7,2 м.
Вторая боевая башня сильно руинирована, находилась в 50 м к юго-
западу от Елоевской башни. Сложена из рваного камня на прочном известковом растворе. Длина и ширина башни – 3,5 м, максимальная высота – 6 м. Сильно руинированная фамильная башня Зангиевых была заложена еще в 14 веке, одной из первых в Верхнем Мизуре.
Из других башен и комплексов замкового типа отметим башню Сохиевых, расположенную в центре села, на скале; окружена руинами жилых и хозяйственных построек. На вершине скалы в северной части села находилась башня Томаевых. Ганах (жилая башня) Галаовых, трапециевидный в плане, трехъярусный; сложен из массивных камней. Стены прорезаны узкими оконцами и бойницами. Еще один ганах неустановленной принадлежности находился недалеко от кладбища.
Интересным культовым сооружением позднего времени – Церковь Святого Архангела Михаила сложена из камня на цементном растворе; свод, конха, перемычки окон и звонница выложены из кирпича. Здание оштукатурено; параметры здания – 11,2х7,6 м. Сооружение датируется 1890 годом. В 2017-2018 гадах была реставрирована.
На территории Верхнего Мизура имеется 26 фамильных склепов, по числу фамилий, живших здесь испокон веков. Массовые захоронения в них прекратились в конце 19 века. Среди склепов Верхнего Мизура есть склеп, в котором захоронены национальные герои Осетии – абреки Асланбек и Бузи Аликовы, в народе более известные как сыновья Бата, Батайы фыртта. Именно Мизурское общество дало им последний приют, проявив уважение и построив отдельный склеп. Рядом с селением расположен реликтовый лес, который в народе именуется священным, вырубать деревья в нем разрешается только в случае крайней необходимости, помолившись и спросив разрешения у высших сил (Сау Уацилла).

Медиа