Гутиевская стена
ГУТИЕВСКАЯ ЗАГРАДИТЕЛЬНАЯ СТЕНА находится в 1,5 км от селения Гутиатикау (ниже по течению р. Фиагдон). Перегораживает Хилакское ущелье с востока на запад. Укрепление сложено из разноразмерных камней на прочнейшем известковом растворе. Общая протяженность стены, занимающей оба берега реки и упирающейся в крутые горные склоны, подверженные сильным камнепадам, около 335 м. Высота укрепления колеблется в зависимости от рельефа местности – наибольшей высоты достигает на верхних террасах, наименьшей – на крутых речных отрогах. В местах наибольших перепадов высот стена усилена шестью башнями (по три с каждого берега). Основная часть оборонявшихся на правом берегу была сосредоточена на стенах, а на левом – в башнях. При этом главная роль отводилась укреплениям на углах склонов речных террас.
Наиболее мощными при этом являлись фортификационные сооружения левого берега.
Укрепление возведено согласно классическим канонам фортификации: башни должны располагаться на таком расстоянии, чтобы участок между двумя соседними башнями мог простреливаться одновременно с обеих сторон (60-65 м). (Кучма В.В. Военная организация Византийской Империи. СПб., 2001 г. с.417). Для Гутиевской стены это расстояние в среднем 56 м. Сохранность укрепления достаточно хорошая, если не считать руинированности западного участка стены, где, судя по остаткам, высота ее была сравнительно небольшой и, возможно, ограничивалась одним только параметром.
При возведении башен не соблюдался принцип изолированности их кладки от стен – некоторые башни (обе западные) как бы пристроены к стене с южной стороны. Остальные башни немного выступают за стену укрепления.
Неприступность стены в значительной степени обеспечивалась укреплением ее массивными боевыми башнями, выдвинутыми на север. Судя по остаткам фундаментов, можно предполагать, что насчитывалось их не менее шести башен. К сожалению, этот уникальный памятник подвергается постепенному разрушению и спасти его почти невозможно…..
Ю. Клапрот, путешествовавший по Кавказу в 1807-1808 гг., описывает гутиевское укрепление, как “старую развалившуюся стену, защищенную одной башней; она была построена в древние времена грузинскими царями, чтобы закрыть ущелье Фиага. Осетины рассказывают, что эта стена после долгой осады была взята хитростью франкским (европейским) ханом. Жена начальника защищающихся помогла захватить эту стену с помощью предательства, а затем вышла замуж за хана” (Клапрот Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе, 1967. С.138).
И. Бларамберг, побывавший в Хилаке в 30-х годах ХIХ в., приводит легенду, связанную со стеной возле с. Гутиатыкау. “Осетины рассказывают, что один хан френгов (европейское племя) хитростью овладел этим укреплением после очень долгой осады. Жена военачальника осажденных выдала эту крепость при помощи условных знаков, затем она вышла замуж за европейского предводителя (хана), воины которого стали разрабатывать находившиеся рядом месторождения серебра”. (Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь 1992. с.146). На наш взгляд, однако, вышеприведенные легенды относятся к Бугуловской стене, о чем свидетельствует более подробное описание укрепления в предании, записанном В.С. Толстым, соответствующем именно этому памятнику.
Осетинские предания связывают строительство Хилакской стены с именем Уац-алдара, который характеризовался как уаздан (благородный) и “наказатель насильников”. Считалось, что она была onqrpnem` одновременно с с. Цымыти – древнейшим селением Куртатинского общества и возводилась способом армидур (букв. “ручной камень”, т.е. передаваемый из рук в руки по цепочке). (Чочиев А.Р. Очерки истории социальной культуры осетин. Цхинвали, 1985. С.24; Тменов В.Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии. Орджоникидзе, 1984. С. 59).
Другая легенда гласит, что эта стена, да и все Хилакское ущелье, охранялось так называемым “красным десятком” – 10 тысячами воинов, предводитель которых носил красный плащ (информатор Андиев Казбек 1954 г. рождения, с. Андиатыкау, 2001 г). Однако, если учесть, что традиционная система счета осетин была двадцатиричной, то первоначально речь возможно шла о двухстах воинах. Согласно другим осетинским преданиям, зафиксированным Ф.И. Леонтовичем в 1836 г., братья Курта и Тага, правнуки Сидамона, переселившись в Куртатинское ущелье, построили эту каменную стену против нашествия грузин, а помимо нее – “дома и башни для общей против врагов защиты” (Сланов А.А. Памятники Куртатинского ущелья. Фортификационные системы).